Алла Покровская

Алла ПокровскаяАлла ПокровскаяАлла ПокровскаяАлла ПокровскаяАлла Покровская
Краткая биография

Карьера: Актриса
Дата рождения: 18 сентября, 1937 | дева
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Жанры: Драма, мелодрама, криминал
Супруг: Первый муж (развод); Олег Ефремов (умер) … один ребенок

Биография
Покровская Алла Борисовна  - актриса, режиссер, педагог - родилась 18 сентября 1937 г. в Москве в театральной семье.
В 1959г. окончила Школу-студию МХАТ (курс В. Станицына).
С 1959г. по 2004гг. - актриса Театра "Современник".
С 2004г. - актриса МХТ им. А. Чехова.
С 1974г.- преподаватель актерского факультета Школы-студии МХАТ.
С 1994 по 1998гг. - преподаватель совместной годичной аспирантуры Школы-студии и Университета Карнеги-Меллон.
С 1998г. - педагог двухлетней аспирантской программы с Институтом высшего театрального образования при Гарвадском университете.
Была женой Олега Николаевича Ефремова. Имеет сына (Михаил Ефремов, актер и режиссер) и внуков.
Детство. Учёба
Мать Аллы Покровской – режиссер Центрального детского театра, отец – знаменитый режиссер-постановщик опер Борис Александрович Покровский, главный режиссер Большого театра. Родители назвали ее в честь Аллы Тарасовой, но не приветствовали решения дочери стать актрисой, поэтому после окончания школы Алла Борисовна поступила на филологический факультет педагогического института, но проучилась там лишь один год.
По совету мамы Покровская стала заниматься в театральном кружке при Доме учителя, где занятия вел В. И. Богомолов, актер МХАТа и педагог Школы-студии МХАТ. Благодаря этой подготовке Алла Борисовна смогла поступить в Школу-студию, но в своем поступке родителям призналась только пройдя 3-й тур. Первый курс проучилась вольнослушателем, а затем была зачислена студенткой на постоянной основе.
Как раз в годы ее студенчества Олег Ефремов создавал «Современник». Студенты-первокурсники были на его спектаклях рабочими сцены, оказывались, таким образом, как-то причастны к новому делу. "Ефремов, который был старше нас на 10 лет, а также его актеры - Галина Волчек, Лиля Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша - "поставили" нам мозги, научили понимать время, в котором мы существовали". А через 4 года Аллу Покровскую пригласили в Студию молодых актеров - будущий «Современник».
В 1959 г. после окончания Школы-студии МХАТ (курс В. Станицына) была принята в труппу Московского театра «Современник». Для 22-летней Покровской это было настоящее везение, и она доказала всем, что достойна играть в таком чудесном театре.
Театр «Современник»
Сначала зрители наблюдали ее в скромных ролях Зои («Пять вечеров»), фрейлины («Голый король»), Вероники («Вечно живые»), Майи («Друг детства»), а спустя несколько лет Алла Покровская буквально покорила театральную аудиторию «Современника», сыграв ведущие роли в спектаклях «Старшая сестра», «Без креста!», «Оглянись во гневе», «Традиционный сбор», «На дне», «Вкус черешни» и многих других. Бесценный опыт, который Алла прибрела за эти годы, позволил ей начать преподавание в Школе-студии МХАТ, а также в Гарвардском Институте высшего театрального образования.
Педагогический труд, который был отмечен премией Станиславского, не помешал артистке продолжить работу в театре и вновь удивлять публику непревзойденной игрой. Спектакли «Фантазии Фарятьева», «Генрих IV», «Восточная трибуна», «Спешите делать добро», «Стена», «Привидения», «Крутой маршрут», «Виндзорские насмешницы» по-прежнему живы в памяти зрителей.
Однако Алле Борисовне есть чем гордиться и сейчас: в 2004 году актриса вошла в труппу МХТ имени А.П.Чехова и украсила своим профессионализмом спектакли «Мещане», «Изображая жертву», «Крутой маршрут»  и «Господа Головлевы».
Личная жизнь. Ефремов
Олега Ефремова знала с детства - он был тогда актером Центрального детского театра и однажды даже ставил с активом школьников новогоднее представление - с Аллой в роли Снегурочки. Когда Олег Николаевич начал за ней ухаживать, она была уже 2 года замужем. Очень скоро они стали жить одной семьей, а когда выяснилось, что ждут ребенка, Олег Николаевич предложил оформить брак. Её родители, конечно, были против, справедливо предвидя все сложности существования с одержимым художником: "Бросить театр - и обслуживать его!" Все свершилось в каких-нибудь полгода.
Семья получилась типичной для артистической среды: театром не жертвовали ради семьи. В быту Олег Николаевич оказался абсолютно неприхотлив, к решению бытовых проблем совсем непригоден: "Ел что дадут, питались в основном в театральном буфете, разве что на завтрак привык есть яйца, как в доме родителей; никогда не заставлял меня что-то делать по дому, и я никогда ничего на него не навешивала. Как-то я попросила его погулять с маленьким Мишей. Он пошел, вернулся чрезвычайно озабоченный и сказал (абсолютно без всякого юмора!): "Ужас состоит в том, что или - театр, или - гулять с Мишей. Я не смогу разделиться!" Я сказала: "Ну, конечно, театр!" - и пошла гулять сама". И для Аллы Борисовны происходящее в театре было гораздо интересней семейной жизни, поэтому она до сих пор считает, что не была Ефремову хорошей женой, да и с сыном в основном проводила время только в отпуске.
"Через 18 дней после рождения Миши я пошла играть. Я никогда не занималась им так, как надо, а тогда мне казалось, что это - норма, поскольку сама редко видела своих родителей, что не мешало нам очень любить друг друга." Мишина активность сверх меры проявлялась с раннего детства. Очень рано стало понятно, что одаренность его была однозначно артистической, он плохо учился и заканчивать ему пришлось вечернюю школу. В кино его пригласили сниматься уже в 12 лет: в фильме "Когда я стану великаном" он, к удивлению Олега Николаевича, "переиграл" знаменитого отца.
Хотя формально брак был расторгнут только через 16 лет, фактически Покровская и Ефремов прожили вместе лет 8. Алла Борисовна отводит себе подчеркнуто скромную роль в жизни великого режиссера: "Музой" Ефремова я не была. Он ко мне хорошо относился, потому что я была приличным человеком. Во всяком случае, я ему не мешала. Я его боготворила как учителя, актера, режиссера и боготворю до сих пор как человека духа конечного поиска, преодоления себя и того, что происходит вокруг. Брак был столь непродолжителен, что преувеличивать его значение в нашей жизни не стоит. И при всей важности роли Ефремова в моей судьбе присутствие в ней моего отца - сильного, мудрого, доброго - ничуть не менее значимо".
Их разрыв совпал с уходом Ефремова из Современника во МХАТ. "Было понятно, что у Ефремова начинается какая-то другая жизнь, в которой мое место стало довольно ограниченным, а потом и вовсе не нужным". Тогда было больно, что он не позвал ее с собой. Она осталась в Современнике, где оказалась между двух огней - на ней в какой-то степени отразилась обида коллектива на "предательство" лидера, но длилось это недолго. В этот момент ей очень помогла Галина Волчек, которая, несмотря ни на что, продолжала давать ей новые роли. Много позже Олег Николаевич сказал, что хотел бы видеть ее во МХАТе, но это случилось незадолго до его смерти.
Педагогическая деятельность
Тем не менее творческие отношения между ними никогда не прерывались, поскольку Покровская продолжала преподавать на курсе Ефремова в Школе-студии МХАТа. Ее пригласили еще в конце 60-х - она тогда очень много играла, но Ефремов сказал, что педагогика - ее стезя, а карьера актрисы не всегда стабильна.
В 90-х Алла Покровская с головой ушла в педагогику. В «Современнике», где ощущала свою ненужность, числилась на полставки и продолжала доигрывать всего в двух спектаклях. "Я понимаю, что все это связано с возрастом, с репертуаром. Современник всегда был ориентирован на приход молодых. Я совершенно не стремилась с утра до ночи играть - меня педагогика увлекала гораздо больше. Но мне казалось, что я что-то могу, а репертур складывался не в мою пользу. А Олег Палыч стал мне предлагать какие-то роли, соответствующие моему возрасту."
МХТ им. Чехова (с Табаковым). Новый век
С 2004 года Алла Покровская - артистка МХТ. Оба "дебюта" - в спектаклях "Изображая жертву" и "Мещане" - стали событиями. Последняя премьера Аллы Борисовны - спектакль "Косметика врага", в котором она участвовала как сопостановщик ролей Константина Райкина и Романа Козака. В ее жизни всегда присутствуют "современники" 60-х - их до сих пор связывают узы цехового братства, при этом Алла Борисовна предпочитает общаться с молодежью, с удовольствием смотрит "молодые" спектакли. В квартире, где они жили еще с Олегом Ефремовым, много фотографий знаменитых родных и друзей - и совсем нет фотографий Аллы Покровской. У нее есть любимый сын и куча внуков, на которых опять не хватает времени.
Знаете ли Вы, что

— Отец, муж и сын в разное время были главными режиссерами театров.
— Поработав на сцене Современника более 40 лет, в 2004 году актриса Алла Покровская неожиданно ярко "дебютировала" сразу в двух спектаклях МХТ - "Мещане" и"Изображая жертву".
— Очень критически всегда относилась к своему актёрскому потенциалу. Очень забавной иллюстрацией для своей роли в искусстве считает афишу спектакля "Вкус черешни" (играли вдвоем с Табаковым), на которой значилось: "В ролях: Олег Табаков и др."

Фильмография

2008 Крутой маршрут (телеспектакль) … Дерковская, главная роль
2007 Тормозной путь (сериал) … Анна Юрьевна
2006 Господа Головлевы (видео)
2004 12 стульев / Zwolf Stühle
2001 Не покидай меня, любовь (сериал) с
1993 Шопен. Соната номер два (телеспектакль)
1991 Блуждающие звезды
1988 Автопортрет неизвестного
1985 Третий в пятом ряду
1985 Чужой звонок (ТВ) … мать главной героини Натальи, певица
1982 Спешите делать добро (телеспектакль) … Зоя, мать Сережи
1980 Охота на лис … мать Стрижака
1980 Кодовое название "Южный гром" (ТВ) … Зинаида Ивановна Чумакова, главная роль
1979 Активная зона (ТВ)
1977 Перед экзаменом
1977 Доброта … Люся, жена Прохоренко, директора школы
1976 Угощаю рябиной
1976 Степной король Лир (телеспектакль) … Матушка
1976 Семейная мелодрама … учительница литературы
1976 Дневной поезд (ТВ) … Инга, жена друга юности главного героя
1975 Следствие ведут Знатоки. Дело N10. Ответный удар (ТВ)
1975 Дневник директора школы … Лида, жена главного героя – директора школы Свешникова
1974 Выбор цели
1972 Нежданный гость
1972 На дне (телеспектакль)
1969 Свой
1966 Июльский дождь … Леля Курихина
1965 Строится мост

Работы в театре

МХАТ им. А. П. Чехова, с 2004

«Мещане» (реж. К. Серебренников)… Акулина Ивановна
«Изображая жертву» (реж. К. Серебренников)… Женщина в кимоно
«Господа Головлевы» (реж. К. Серебренников) … Арина Петровна Головлева

Театр п/у О. Табакова

"Идиот" (Ф.М. Достоевский) … Генеральша Елизавета Епанчина

Театр «Современник», 1959-2004

1998 "Аккомпаниатор" (А. Галин) … Жанна Кораблева
1995 "Виндзорские насмешницы" (У. Шекспир) … Миссис Пейдж
1989 "Привидения" (Г. Ибсен) … Фру Алвинг
1989 "Крутой маршрут" (Е. Гинзбург) … Дерковская
1987 "Стена" (А. Галин) … Софья Андреевна
1983 "Восточная трибуна" (А. Галин) … Шура Подрезова
1980 "Спешите делать добро" (М. Рощин) … Зоя
1978 "Генрих IV" (Л. Пиранделло) … Маркиза
1977 "Обратная связь" (А. Гельман) … Вязникова
1977 "Фантазии Фарятьева" (А. Соколова) … Александра
1975 "Эшелон" (М. Рощин) … Маша
1973 "Погода на завтра" (М. Шатров) … Уралова
1973 "Восхождение на Фудзияму" (Ч. Айтматов, К. Мухаметжанов) … Алмагуль
1971 "Валентин и Валентина" (М. Рощин) … Мать Валентины
1971 "Свой остров" (Р. Каугвер) … Хелью
1970 "С вечера до полудня" (В. Розов) … Сестра Кима
1969 "Вкус черешни" (А. Осецка) … Женщина
1968 "На дне" (М. Горький) … Наташа
1967 "Большевики" (М. Шатров) … 2-ая девушка
1967 "Народовольцы" (А. Свободин) … Софья Перовская
1967 "Традиционный сбор" (В. Розов) … Лиза Хренова
1965 "Всегда в продаже" (В. Аксенов) … Элла
1965 "Оглянись во гневе" (Д. Осборн) … Элисон Портер
1964 "В день свадьбы" (В. Розов) … Рита
1963 "Без креста!" (В. Тендряков) … Венька
1962 "По московскому времени" (Л. Зорин) … Тоня
1962 "Старшая сестра" (А. Володин) … Лида
1961 "Четвертый" (К. Симонов) … Женщина, на которой Он женился
1961 "Друг детства" (М. Львовский) … Майя
1961 "Вечно живые" (В. Розов) … Вероника
1960 "Голый король" (Е. Шварц) … Фрейлина
1960 "Третье желание" (В. Блажек) … Его друзья
1959 "Пять вечеров" (А. Володин) … Зоя

Спектакли в качестве режиссера

2002 "Ромео и Джульетта" (У. Шекспир - Театр им А. С. Пушкина)
2000 "Бабье царство" (А. Чехов, С. Арсентьев - МХАТ им. А. П. Чехова)
«Косметика врага» (Театр имени А.Пушкина)


Награды и премии

Народная артистка РФ
2004 Театральная премия «Чайка», приз за «Лучший актёрский дуэт» («Мещане» с Андреем Мягковым)
1998 Премия Станиславского в номинации "Театральная педагогика. За воспитание нового поколения актеров"